БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632–1677)

В поисках критерия естественного права человека на самосохранение, обладание вещами, совершение различных действий Гоббс приходит к выводу, что таковым выступает истинный разум человека, который повелевает людьми искать мира или союзников в войне. Но эти поиски возможны лишь в гражданском обществе. Полное право на сохранение жизни приводит к постоянному страху и к постоянной опасности насильственной смерти. Декарт так поясняет свою позицию: Одна и та же причина, размышляет Декарт, может вызвать такие движения тела, которым душа не содействует и которые пытается сдержать: Собственно страх, по Декарту,— это крайняя степень трусости, изумления и боязни.

Цитаты и афоризмы Бенедикта Спинозы

Страх и надежда Спиноза считал, что страх и его антагонист, надежда, являются важнейшими страстями, необходимыми для постижения этических, религиозных и политических вопросов. Именно чувство неопределенности, нестабильности смущает и ослабляет наш дух. Итак, надежда есть непостоянное удовольствие , возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся. Страх есть непостоянное неудовольствие, возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся.

Следует добавить, что Спиноза с недоверием относится и к тому и к другому.

Страх возникает вследствие бессилия духа. 5. Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его.

Мыслители, которых особенно привлекали такие предметы, как тревога и страх, обычно не стремились к созданию отвлеченных умозрительных систем, их больше привлекали экзистенциальные конфликты и кризисы, сопровождающие жизнь человека. Они не могли отмахнуться от проблемы тревоги, как это не удается ни одному человеку. Поэтому неслучайно глубже всех проблему тревоги понимали те философы, которых наряду с философией интересовала также и религия.

К таким мыслителям можно отнести Спинозу, Паскаля и Кьеркегора. Нам важно познакомиться с представлениями философов о тревоге по двум причинам. Во-первых, очевидно, что в трудах философов можно найти глубокое понимание смысла тревоги. Например, Кьеркегор не только предвосхитил многие концепции Фрейда, но в каком-то смысле даже предсказал дальнейшее развитие его идей. Во-вторых, это позволит нам рассмотреть проблему тревоги в историческом контексте.

Тревога каждого отдельного человека обусловлена его положением в определенной точке исторического развития культуры, поэтому для понимания тревоги человека нам необходимо иметь представление о его культуре, в том числе об основных концепциях, которые окружали его в детстве 1. Таким образом, в этой главе мы узнаем о зарождении некоторых явлений культуры и установок, которые существенным образом повлияли на тревогу в современном обществе. Одна из таких тем — идея о дихотомии психического и телесного, в ее современном виде сформулированная Декартом и другими мыслителями семнадцатого века.

Эти представления повлияли на многих людей конца девятнадцатого и всего двадцатого века:

Спиноза и время Спиноза был первым, кто применил с полной уверенностью идею всепроникающего детерминизма к человеческому мышлению, чувствам и действиям. Я полагаю, что его взгляд не завоевал всеобщего признания среди всех, кто стремится к ясности и строгой логичности лишь потому, что это требует не только последовательности мышления, но и необычайной честности, великодушия и скромности Эйнштейн, г.

Очерк состоит из краткого конспекта биографических данных о Великом Шлифовальщике Линз, прожившем короткую и не богатую событьями жизнь, и синопсиса его основных идей, релевантных для современного сознания. Обсуждается взгляд Спинозы на детерминизм - один из центральных вопросов философии. Приведенный материал составлен на основании многочисленной литературы о Спинозе, существующей на различных языках, и имеет целью избавить читателя от необходимости обращения к источникам или, наоборот, вызвать интерес к углубленному чтению его работ.

Текст научной работы на тему «Телесная религия Бенедикта Спинозы» . и непреходящий аффект которого - страх, то Спиноза подчеркивает модус.

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием. Невежество — не аргумент. Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.

Спиноза, Бенедикт цитаты и афоризмы

Мир, по Спинозе, - закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Основные сочинения"Богословско-политический трактат" ,"Этика" В году в Испании был издан эдикт о полном изгнании евреев. Дед Спинозы был в числе тех, кто нашел пристанище на окраине Амстердама. Его сын Михоэл, занявшись торговлей, разбогател, чем завоевал почет и уважение соплеменников.

Он стал видным деятелем амстердамской еврейской общины, ведая ее финансовыми операциями.

Спиноза (Spinoza, d"Espinosa) Бенедикт (Барух) (, Амстердам,— Страх, согласно Спинозе, является причиной религиозных суеверий.

Статусы, цитаты, афоризмы и пословицы. При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт .

Цитаты Бенедикта Спинозы про страх

Возглавив после смерти отца его дело, С. Большое влияние на С. Спасаясь от преследований со стороны руководителей евр. В борьбе против олигархич. Ее преодоление явилось результатом усвоения С. При этом создание целостной картины природы С.

Ненависть, злоба, зависть – не единственные пороки. Страх, надежда, даже сострадание и симпатия, с точки зрения Спинозы, уже не добродетели.

Страх как социальное явление Проблема страха в работах философов прошлого Проблема страха в работах философов прошлого - раздел Социология, Страх как социальное явление Проблема страха В Работах Философов Прошлого. Проблема страха Восходит Корням Проблема страха в работах философов прошлого. Проблема страха восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем.

Так, одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах и типологизировать последний предпринял Эпикур. Основная причина страхов, по его мнению, состоит в неправильных представлениях человека о взаимоотношениях с богами, о загробной жизни. Неправильность эта прежде всего свойственна людям толпы, человек же размышляющий или мудрец исключает все эти источники страха.

Существенный вклад в разработку проблемы страха внес с диалектико-идеалистических позиций Платон. Платон выделяет два вида страха, которым подвержен человек это, во-первых, страх зол, ожидаемых нами, а, во-вторых, страх чужого мнения как бы не узнали про наши нехорошие поступки и не сочли нас за дурных людей 1,

Часть первая. Попытки понять тревогу

Всем известно, что в работах Спинозы можно найти множество глубоких мыслей о психологии человека, удивительно близких к современным научным психологическим теориям. Так, например, он утверждал, что психические и физические явления — это два аспекта одного и того же процесса [48]. Поэтому тот факт, что Спиноза не размышляет о проблеме тревоги, нельзя объяснить недостатком психологической проницательности.

Спиноза выделяет два класса аффектов – аффекты . Страх есть непостоянное неудовольствие, возникшее из идеи будуще прошедшей вещи.

Понимание - начало согласия. Ссылка на авторитет не есть довод. Достоверность не находится в вещах. В желании выражается сущность человека. Честолюбие есть чрезмерное желание славы. Страх возникает вследствие бессилия духа. Незнание - не довод. Невежество - не аргумент. Деление сущего на действительное и мысленное ложно. Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Книга Смысл тревоги. Содержание - Спиноза: разум побеждает страх

Как видно из самого характера этих определений, Спиноза рассматривает мир с крайне рациональной и абстрактной точки зрения. Это становится еще заметней, когда мы обращаемся непосредственно к самим определениям: Например, тело считается конечным, поскольку мы всегда можем представить другое, большее тело. Подобно этому, мысль ограничивается другой мыслью.

Отрывки из работы Б. Спинозы. Далее, если сомнение в этих аффектах уничтожается, то надежда переходит в уверенность, страх — в отчаяние.

Попытки понять тревогу Глава вторая Всем известно, что в работах Спинозы можно найти множество глубоких мыслей о психологии человека, удивительно близких к современным научным психологическим теориям. Так, например, он утверждал, что психические и физические явления — это два аспекта одного и того же процесса Поэтому тот факт, что Спиноза не размышляет о проблеме тревоги, нельзя объяснить недостатком психологической проницательности.

Это удивительным образом напоминает одну из техник психоанализа, технику прояснения эмоций. Спиноза считал, что страх есть чисто субъективная проблема, вопрос состояния психики человека или его установок.

Спиноза Б."Богословско-политический трактат"

Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б. Спиноза, пожалуй, одним из первых предпринял попытку применить концепцию страха и обусловленных страхом суеверий к анализу поведения толпы. Толпа, по мнению Спинозы, всегда находится под воздействием аффектов, от которых ей никогда не избавиться, а посему всегда непостоянна. Это состояние психологического неравновесия выступает причиной многих социальных возмущений, в том числе и страшных войн.

И я постараюсь показать, что такая деполитизация страха имеет .. Спиноза тем самым подчеркивает, что страх может осознанно.

Цитаты голландских ученых Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение. Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель. Божественная справедливость допускает, чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.

В желании выражается сущность человека. Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими. Все прекрасное так же трудно, как и редко.

Robert Wright & Steven Nadler [The Wright Show] (full conversation)